Выпуск облигаций: как всё устроено

Покупая облигации на фондовом рынке, редкий инвестор задумывается о том, откуда, собственно, берутся эти бумаги. Обычно обращают внимание лишь на технические характеристики актива. Разберем «внутреннюю кухню», которая «готовит» облигации к выходу.

Выпуск облигаций

Зачем предприятия занимаются эмиссией облигаций

Облигации выпускаются с одной-единственной целью — привлечь капитал. Последний может быть нужен для разных целей: закупки сырья и оборудования, рефинансирования долгов, качественного развития.

Для пополнения бюджета предприятие может взять банковский кредит, но это бывает не самый оптимальный вариант.

Здесь облигации оказываются выгоднее по целому ряду причин:

  • ценную бумагу не требуется погашать, как классический банковский продукт — достаточно выплачивать купоны в установленные сроки;
  • выпуская облигации, фирма выходит на совершенно новый уровень доверия, создавая публичную кредитную историю;
  • нет нужды в поручителях и залогах;
  • можно привлекать лимитированное лишь денежным потоком самого предприятия финансирование, не беря в расчет величину залога;
  • возможность диверсификации кредиторов — так снижается риск, связанный с ухудшением финансового положения одного из них.

Разновидности облигаций по типу эмиссии

Все облигации, выпускаемые российскими эмитентами, можно разделить на три большие группы.

Классические корпоративные

Самые «тяжелые» в плане выпуска бумаги, которые проходят обязательную регистрацию Центрального Банка. В перечень нужных документов обязательно входит проспект облигаций. В нём указываются данные об эмитенте, ограничения и риски для инвесторов, текущее финансовое положение, параметры предстоящего выпуска.

Проспект нужен не только «для отчетности». Документ дает право устанавливать минимальную цену лота в приемлемом для большинства инвесторов диапазоне — обычно это 1000 рублей.

Биржевые

Более простые и дешевые ценные бумаги, любимые за это большинством эмитентов. Регистрация доступна для широкого круга лиц, при этом минимальный объем эмиссии составляет 50 млн. рублей, а допуск активов к торгам проводит Московская биржа.

Коммерческие

В основном применяются для «тестирования» системы начинающими эмитентами. Регистрация происходит в Национальном Расчетном Депозитарии, причем размещаются эти бумаги лишь по закрытой подписке и без проспекта. Это наиболее быстрый способ (не считая кредитного) привлечь заемные средства: на процедуру обычно уходит от 1,5 до 2,5 месяцев.

Порядок выпуска биржевых облигаций

Как правило, эмиссия ценных бумаг начинается с поиска организатора — инвестиционной компании или банка, в обязательном порядке владеющим брокерской лицензией.

Организатор занимается прикладными вопросами, связанными с эмиссией бумаг: консультирует руководство фирмы, выбирает условия размещения, собирает пакет документов, составляет инвестиционный меморандум и план маркетинговой кампании.

Разовая или регулярная эмиссия

Если предприятие планирует единоразово покрыть свою потребность в деньгах, логичнее и проще произвести разовый выпуск. Если же далеко идущие планы требуют систематического финансирования, выгоднее произвести регистрацию программы облигаций с четко прописанным лимитом и сроком действия.

Важно! Нужно еще на начальном этапе определиться с разновидностью эмиссии, так как любые внеплановые изменения грозят лишь дополнительными издержками.

Вывод компании на рынок

Прежде чем «выйти в свет», брокер проводит Know Your Client — специализированный аудит компании. После его успешного прохождения можно готовить эмиссионную документацию и выводить бумаги на биржу.

На данном этапе предприятие подписывает договор с ПВО — Представителем владельцев облигаций. Этот орган является своеобразным «профсоюзом» держателей облигаций. В его функции входит контроль за исполнением эмитентом взятых обязательств и представительство инвесторов в суде при возможном банкротстве фирмы.

Далее выпуску присваивается уникальный номер и происходит раскрытие информации на специальном сервере. Под раскрытием подразумевается освещение всего «жизненного пути» актива, доступное широкому кругу лиц.

Букбилдинг

После успешного прохождения всех обязательных этапов, облигации размещаются с помощью букбилдинга. Это наиболее популярный в России формат, при котором организатором компонуется книга заявок от всех заинтересованных инвесторов. Процесс преимущественно внебиржевой: на брокерском счете вкладчика заранее «бронируются» средства, а организатор заключает соглашение с брокером посредством договора-оферты.

Эмиссия облигаций — самый приемлемый для многих компаний способ привлечь инвесторов без потери управления. При грамотно выстроенной стратегии развития компании это становится выгодно, как эмитенту, так и инвесторам.

Всем удачных финансовых решений!

Оцените статью
DigestInvest
Добавить комментарий