Покупая облигации на фондовом рынке, редкий инвестор задумывается о том, откуда, собственно, берутся эти бумаги. Обычно обращают внимание лишь на технические характеристики актива. Разберем «внутреннюю кухню», которая «готовит» облигации к выходу.
Зачем предприятия занимаются эмиссией облигаций
Облигации выпускаются с одной-единственной целью — привлечь капитал. Последний может быть нужен для разных целей: закупки сырья и оборудования, рефинансирования долгов, качественного развития.
Для пополнения бюджета предприятие может взять банковский кредит, но это бывает не самый оптимальный вариант.
Здесь облигации оказываются выгоднее по целому ряду причин:
- ценную бумагу не требуется погашать, как классический банковский продукт — достаточно выплачивать купоны в установленные сроки;
- выпуская облигации, фирма выходит на совершенно новый уровень доверия, создавая публичную кредитную историю;
- нет нужды в поручителях и залогах;
- можно привлекать лимитированное лишь денежным потоком самого предприятия финансирование, не беря в расчет величину залога;
- возможность диверсификации кредиторов — так снижается риск, связанный с ухудшением финансового положения одного из них.
Разновидности облигаций по типу эмиссии
Все облигации, выпускаемые российскими эмитентами, можно разделить на три большие группы.
Классические корпоративные
Самые «тяжелые» в плане выпуска бумаги, которые проходят обязательную регистрацию Центрального Банка. В перечень нужных документов обязательно входит проспект облигаций. В нём указываются данные об эмитенте, ограничения и риски для инвесторов, текущее финансовое положение, параметры предстоящего выпуска.
Проспект нужен не только «для отчетности». Документ дает право устанавливать минимальную цену лота в приемлемом для большинства инвесторов диапазоне — обычно это 1000 рублей.
Биржевые
Более простые и дешевые ценные бумаги, любимые за это большинством эмитентов. Регистрация доступна для широкого круга лиц, при этом минимальный объем эмиссии составляет 50 млн. рублей, а допуск активов к торгам проводит Московская биржа.
Коммерческие
В основном применяются для «тестирования» системы начинающими эмитентами. Регистрация происходит в Национальном Расчетном Депозитарии, причем размещаются эти бумаги лишь по закрытой подписке и без проспекта. Это наиболее быстрый способ (не считая кредитного) привлечь заемные средства: на процедуру обычно уходит от 1,5 до 2,5 месяцев.
Порядок выпуска биржевых облигаций
Как правило, эмиссия ценных бумаг начинается с поиска организатора — инвестиционной компании или банка, в обязательном порядке владеющим брокерской лицензией.
Организатор занимается прикладными вопросами, связанными с эмиссией бумаг: консультирует руководство фирмы, выбирает условия размещения, собирает пакет документов, составляет инвестиционный меморандум и план маркетинговой кампании.
Разовая или регулярная эмиссия
Если предприятие планирует единоразово покрыть свою потребность в деньгах, логичнее и проще произвести разовый выпуск. Если же далеко идущие планы требуют систематического финансирования, выгоднее произвести регистрацию программы облигаций с четко прописанным лимитом и сроком действия.
Важно! Нужно еще на начальном этапе определиться с разновидностью эмиссии, так как любые внеплановые изменения грозят лишь дополнительными издержками.
Вывод компании на рынок
Прежде чем «выйти в свет», брокер проводит Know Your Client — специализированный аудит компании. После его успешного прохождения можно готовить эмиссионную документацию и выводить бумаги на биржу.
На данном этапе предприятие подписывает договор с ПВО — Представителем владельцев облигаций. Этот орган является своеобразным «профсоюзом» держателей облигаций. В его функции входит контроль за исполнением эмитентом взятых обязательств и представительство инвесторов в суде при возможном банкротстве фирмы.
Далее выпуску присваивается уникальный номер и происходит раскрытие информации на специальном сервере. Под раскрытием подразумевается освещение всего «жизненного пути» актива, доступное широкому кругу лиц.
Букбилдинг
После успешного прохождения всех обязательных этапов, облигации размещаются с помощью букбилдинга. Это наиболее популярный в России формат, при котором организатором компонуется книга заявок от всех заинтересованных инвесторов. Процесс преимущественно внебиржевой: на брокерском счете вкладчика заранее «бронируются» средства, а организатор заключает соглашение с брокером посредством договора-оферты.
Эмиссия облигаций — самый приемлемый для многих компаний способ привлечь инвесторов без потери управления. При грамотно выстроенной стратегии развития компании это становится выгодно, как эмитенту, так и инвесторам.
Всем удачных финансовых решений!